Главная » Статьи » Методическая работа. » Самообразование. | [ Добавить статью ] |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №3 ДОКЛАД на тему: Практическая составляющая обучения химии – основа формирования компетенции школьников Семинар – практикум
Ковалик Ольга Юрьевна, учитель химии
Михайловск, 2011
Исследовательская компетенция
Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин, изучаемых в условиях общеобразовательной школы. Практические работы являются той формой занятий, в рамках которой обучающиеся должны проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять анализ, сравнение, оценку наблюдаемых процессов, обосновывать свою точку зрения и формулировать выводы, соответствующие (несоответствующие) выдвинутой гипотезе. Практические работы по химии направлены на формирование всех структурных единиц исследовательской компетенции /компетентности. Как правило, школьники с большим интересом включаются в практическую деятельность. Внутренняя неосознанная мотивация здесь существует независимо от роли учителя (каждый ребенок в душе исследователь), она порождает познавательную активность. Для того чтобы этот процесс повлек за собой развитие способности к преодолению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе познания и положительное эмоциональное отношение к учебе, необходимо тщательно подбирать темы практических работ и их содержание. Исследование должно соответствовать образовательному уровню развития обучающихся, оно должно содержать проблему: «Гидроксид алюминия: кислота или основание?»; «Как очистить соль, если она содержит примеси?» и т.д. Практический метод обучения мобилизует экспериментальное и креативное мышление особенно в проблемной ситуации. Зачастую для решения поставленной задачи недостаточно имеющегося багажа знаний, и обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, развивая, таким образом, познавательные процессы, учебные навыки и уровень интеллекта. Анализ и оценка полученных результатов способствует развитию рефлексивных способностей школьников . Разнообразие в методике проведения практических работ позволит сформировать когнитивный компонент исследовательской компетенции обучающихся. Методически грамотно построенная работа школьников (роль учителя) содержит в себе все составляющие действенно-операционного компонента и является базой для целостного процесса формирования исследовательской компетенции .
КИМы – практическая составляющая в обучении
Обучение химии носит развивающий характер. Развитие учащихся – процесс непрерывный и многосторонний. Он предполагает развитие знаний учащихся, их умений, мышления, познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей и т.д. К важным условиям развития учащихся следует отнести обучение их на конкретном учебном материале приемам мышления, т.е. приемам умственной деятельности, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, конкретизации, классификации, систематизации и т.д. Учащиеся, овладевшие этими приемами, глубже и быстрее усваивают знания по предмету, легче и более самостоятельно устанавливают взаимосвязи в учебном материале, делают обобщающие выводы. Одним из важнейших требований к обучению химии в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности элементов знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений, которая предусмотрена обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии. Первую проверку своих компетенций учащиеся проходят во время итоговой аттестации в 9 классе. Итоговая аттестация ориентирована на проверку достижений выпускниками уровня обязательной подготовки по курсу химии основной школы и дифференциацию их по готовности для обучения в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Экзаменационная работа строится так, чтобы при ее выполнении выпускники могли не только вспомнить известные им факты, понятия и теории, но и осуществлять определенные виды деятельности – выявлять классификационные признаки веществ и реакций, определять степени окисления элементов по формулам их соединений, объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ и т.п. Подготовку к итоговой аттестации необходимо осуществлять с 8 класса. Для совершенствования практических навыков выбирать контрольно-измерительные материалы в форме теста итоговой аттестации: разноуровневые задания с выбором правильного ответа и задания с развернутым ответом. Например, Тест. Неметаллы: атомы и простые вещества.
А1. Какую особенность с точки зрения строения атома имеют атомы неметаллов, в отличие от атомов металлов? 1) наибольшую атомную массу; 2) наибольший заряд ядра; 3) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и меньший атомный радиус; 4) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и больший атомный радиус А2. Что относится к простым веществам? 1) водород 3) углекислый газ 2) вода 4) кремнезем A3. Какой тип кристаллической решетки у простых веществ? 1) ионная и молекулярная 2) металлическая и атомная 3) атомная и молекулярная 4) атомная и ионная А4. Какую смесь представляет собой воздух? 1) кислорода и азота; 2) кислорода, азота и воды; 3) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа; 4) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа, инертных и прочих газов, твердой примеси в виде пыли
В1. Установите соответствие.
С1. Составьте уравнения реакций схемы превращений: оксид меди (II) → вода → водород → бромоводород → бромид натрия. С2. Вычислите объем (н.у.) воздуха, необходимый для получения 160 г оксида железа(III) из железа.
Практика показывает, что в самом начале изучения химии учащиеся испытывают затруднения в составлении формул сложных веществ и уравнений реакций химических превращений. Поэтому учитель должен обратить внимание на подход в решении этой проблемы. Здесь можно предложить химический диктанты на каждом уроке, закрепляя полученные навыки и зачеты раз в месяц. Химический диктант можно проводить как в традиционной форме (учитель диктует названия веществ, дети записывают формулы), так и форме «таблицы Пифагора», например,
вариант 1: Напишите формулы предложенных металлов
Вариант 2: Напишите продукты взаимодействия веществ, расположенных в горизонтальных ячейках с веществами, расположенными в вертикальных ячейках
Вариант 3: В таблице записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому: а) от серы до оксида серы(IV); б) от сероводорода до сульфата бария
Ответ: а) S → SO2 S → H2S → SO2 S→ HgS → SO2 → K2SO3 →SO2 б) H2S → SO2 → SO3 → ВаSO4 H2S → S → SO2 → SO3 → Н2SO4 → K2SO4→ ВаSO4
Активную тренировочную подготовку к ГИА можно начинать со второго полугодия. Общий объем подготовки 40 – 45 часов.
Примерное тематическое планирование подготовки к ГИА в 9 классе ( 45 часов, в том числе резерв – 5 часов)
Определенные трудности учащиеся испытывают при решении комбинированных задач. Основные типы задач, которые должны уметь решать девятиклассники:
Задача 1: Смесь, состоящую из 8 г гашенной извести и 16 г нитрата аммония, нагрели до прекращения реакции. Какой объем (н.у.) занял образовавшийся газ?
Решение :Ca(OH)2 + 2NH4NO3 → Ca(NO3)2 + 2NH3↑+ 2H2O n(Ca(OH)2) = 8/74 = 0,1 моль n(NH4NO3) = 16/80 = 0,2 моль Следовательно, n(NH3) = n(NH4NO3) = 0,2 моль Тогда, V(NH3) = 0,2 · 22,4 = 4,48 (л) Задача 2: В сосуд, содержащий 80,2 г воды, поместили 4,6 г металлического натрия. Вычислите массовую долю (%) гидроксида натрия в полученном растворе. Решение: 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑ n(Na) = 4,6/23 = 0,2 моль n(NaOH) = n(Na) = 0,2 моль n(H2) =0,5 · n(Na) = 0,1 моль m(NaOH) = 0,2 · 40 = 8 (г) m(H2) = 0,1 · 2 = 0,2 (г) W(NaOH) = 8/ (80,2+4,6 – 0,2) = 0,0945 (9,5%) Особую роль при подготовке к ГИА стоит уделить окислительно-восстановительным реакциям. Те учащиеся, которые выбрали ГИА по химии, продолжат обучение в профильных классах или специализированных колледжах, где им предстоит сдать ЕГЭ. Поэтому необходимо научить их уравнивать ОВР методом полуреакций, пока только на реакциях взаимодействия простых веществ с кислотами. Например, Уравнение 1: Р + 5HNO3 → H3PO4 + 5NO2 + H2O
Р + 4H2O – 5e- → H3PO4 + 5H+ NO3 – + 2H++ 1e- →NO2 + H2O P + 5 1 Р – восстановитель; HNO3 – окислитель. Сумма коэффициентов – 13 Уравнение 2:
Fe + 4HNO3 → Fe(NO3)3 + NO2 + 2H2O Fe – 3e- → Fe 3+ NO3 – + 4H++ 3e- →NO + 2H2O
В заключение хотелось бы сделать вывод:
Тест. Неметаллы: атомы и простые вещества.
А1. Какую особенность с точки зрения строения атома имеют атомы неметаллов, в отличие от атомов металлов? 1) наибольшую атомную массу; 2) наибольший заряд ядра; 3) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и меньший атомный радиус; 4) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и больший атомный радиус А2. Что относится к простым веществам? 1) водород 3) углекислый газ 2) вода 4) кремнезем A3. Какой тип кристаллической решетки у простых веществ? 1) ионная и молекулярная 2) металлическая и атомная 3) атомная и молекулярная 4) атомная и ионная А4. Какую смесь представляет собой воздух? 1) кислорода и азота; 2) кислорода, азота и воды; 3) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа; 4) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа, инертных и прочих газов, твердой примеси в виде пыли
В1. Установите соответствие.
С1. Составьте уравнения реакций схемы превращений: оксид меди (II) → вода → водород → бромоводород → бромид натрия. С2. Вычислите объем (н.у.) воздуха, необходимый для получения 160 г оксида железа(III) из железа.
ВАРИАНТ 1:Напишите формулы предложенных металлов
Вариант 2: Напишите продукты взаимодействия веществ, расположенных в горизонтальных ячейках с веществами, расположенными в вертикальных ячейках
Вариант 3: В таблице записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому: а) от серы до оксида серы(IV); б) от сероводорода до сульфата бария
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1122 | |
Всего комментариев: 0 | |